бу материалны урнаштырыгыз элэ кайда дырПоложение конкурса-акции
«Мый марла ойлем!»
(«Я говорю по-марийски!»)
1. Организаторы
Союз марийской молодежи «У вий», Общество межкультурных связей «ВийАр», Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Татарский Молодежный клуб «Очрашу» при содействии Всемарийского Совета «Мер Канаш», «Марийского национального конгресса», МОО «Марий ушем», отдела молодежи Администрации г. Йошкар-Ола, ГУК РМЭ «Республиканского центра марийской культуры», бард-клуба «Югорно», Центра-музея имени Валентина Колумба.
Информационная поддержка – филиал ВГТРК «ГТРК «Марий Эл», телекомпания «12 регион», «Марий Эл Радио», газеты «Кугарня», «Марий Эл», «ВийАр».
2. Общие положения
2.1. По указу Президента РФ Медведева Д.А. 2009 год в стране объявлен Годом Молодежи. А молодое поколение – это наше будущее. Мы с уважением относимся ко всем национальностям, проживающим в Республике Марий Эл, которые чтят своих предков, родной язык, историю, традиции. Это основа выживания и развития всего народа.
Конкурс-акция “Мый марла ойлем!” (“Я говорю по–марийски!”) проводится 26 апреля – в День Национального героя» В акции могут участвовать все желающие. Эта акция направлена на создание современной марийской городской субкультуры и способствование распространение марийского языка среди жителей Республики Марий Эл.
Цели акции “Мый марла ойлем!” (“Я говорю по-марийски!”):
– расширение сферы применения марийского языка;
– инициирование широкой общественной дискуссии о проблемах сохранения марийского языка в условиях глобализации;
– расширение сферы применения марийского языка, повышение его статуса как языка межнационального общения финно-угорских народов РФ;
– приобщение, главным образом, молодежи к родной культуре, воспитание уважения к родному языку.
В ходе акции будут прослежены следующие моменты: на каком уровне идет исполнение закона о двух государственных языках в Республике Марий Эл, будет составлен рейтинг предприятий и организаций, активно использующих в документообороте, в общении с потребителем два государственных языка, а также практикующих установление дополнительной заработной платы работникам, владеющим двумя государственными языками.
Будет прослежено, насколько реально применяется марийский, один из государственных языков РМЭ, в государственных учреждениях и учреждениях массового обслуживания населения, крупных торговых центрах города и в общественном транспорте.
2.2 Конкурс заключается в проведении различных мероприятий, способствующих привлечению населения, в особенности молодежи, к общению на марийском языке.
Информация о проведенных мероприятиях со стороны участников должна быть освещена в средствах массовой информации и размещена на портале Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ.
Организаторы акций должны до 10 мая в электронной форме прислать полный отчет о проведенном мероприятии. Отчет должен включать в себя следующее:
– информацию о количестве участников;
– фотографии с акции;
– сценарий;
– описание результатов с указанием того, сколько человек удалось вовлечь в общение на марийском языке,
– вырезки публикаций о проведенной акции в местных или республиканских СМИ.
Также в рамках мероприятия планируется организация выступлений представителей нового поколения марийской музыки, молодых поэтов и деятелей культуры, распространение ленточек и значков с символикой акции «Мый марла ойлем!» и буклета-словаря “Твои первые 150 слов на марийском”, наклеек и футболок с логотипом акции.
3. Организационные условия
3.1 Всю подготовку и проведение конкурса-акции осуществляет организационный комитет.
За дополнительной информацией обращаться:
Для участников от учреждений системы образования и культуры председателю Общества межкультурных связей «ВийАр» Ивановой Алене.
тел. 89600957707, e-mail – sotnur@mail.ru
Для остальных участников – к методисту по работе с молодежью ГУК РМЭ «Республиканский Центр Татарской культуры» Юлдашеву Рамаю,
тел. 25-14-65, e-mail -
В Йошкар-Оле в здании Республиканского центра татарской культуры 10 апреля состоялся вечер-акция «Мин татарча сойлэшэм!» (Я разговариваю по-татарски). Целью этого мероприятия является:
- приобщение, главным образом, молодежи к родной культуре, воспитания уважения к родному языку;
- инициирование широкой общественной дискуссии о проблемах сохранения татарского языка в условиях глобализации; расширение сферы применения татарского языка;
В начале участники вечера спели национальный гимн татарского народа «Туган тел!» (Родной язык).Не знающим татарский язык были розданы буклеты»Мои первые 150 слов на татарском!» После этого участники отвечали на вопросы: по татарскому алфавиту и языку, истории, культуре татарского народа в целом..
Среди участников вечера были сформированы 6 команд. Всем шести командам были даны следующие задания: инсценировка татарской народной сказки; скороговорки, составление пяти предложений из пяти слов; спеть всей командой татарскую песню. После завершения выступлений, все участники команд получили по два пригласительных билета на татарский спектакль «Гульшаян».Было устроено чаепитие.На выечере прозвучали татарские песни под караоке,,татарские танцы,стихи и национальная игра «Капкалы»(Ворота).Во второй части была устроена татарская этнодискотека. Вечер проходил под девизом: «Я – разговариваю, живу, пою, танцую, люблю по-татарски!» На вечере-акции присутствовало 50 человек. Организатором вечера-акции выступил Татарский молодежный клуб «Очрашу» (Встреча) при ГУК РМЭ «Республиканский центр татарской культуры».Активные участники вечера ,отмеченные жюри конкурса поедут 26 апреля в город Казань ,чтобы принять участие на заключительном этапе Всероссийской акции-конкурса «Мин татарча сойлэшэм !»,организованный молодежным движением «Узебез «.
моны да урнаштырыгыз элэ.
Методист по работе с молодежью ГУК РМЭ «Республиканский Центр татарской культуры » Рамай Юлдашев.тел:25-14-65.
Извините за грубость ну что за фигней вы здесь занимаетесь. Вы сами то верите что татарский признают вторым государственным. Вместо того чтобы тратить силы на на заведомо невыполнимую задачу, может стоит занятся более реальными вещами?
Люди все это затеившие понимают что они провоцируют москву? Одно дело когда татары у себя в татарстане там бунтуют, чего-то добиваются. Совсем другое когда они выходят за пределы своей республики, замахиваются на всю россию со своим вторым государственным. Не надо провоцировать, иначе нас прихлопнут как назойливых мух.
рустам, а вам известна одна старая как мир истина: чем больше требуешь,тем больше дадут! Причем же здесь провоцирование? Татары - э о общероссийский фактор, а не локализованный только Татарстаном. Татар за пределами собственно республики проживает ни много ни мало - 75%! Так что данное требование вполне резонно и объективно обусловлено.
К вопросу о так называемых “реальных вещах”. Это мы слышим не первый и боюсь, что не последний раз: дескать, занимайтесь реальными делами! Прям-таки уровень методологического мышления сравни великим греческим философам античности. Ну, во-первых, мы тоже не дураки, и за каждым нашим проектом и действием стоит определенная мотивация и некая теоретическая база. Во-вторых, может быть Вы подскажите нам, что это за зверь такой “реальные дела” и с чем его едят? Вам поди лучше знать. А вообще, в таких случаях я отвечаю следующее: если критикуешь - предлагай свой вариант решения, а не огульно очерняй, как провинциальный обыватель.
Кто даст? Наши любимые ВВП или ДАМ? Вы сами верите в это. Русские великий народ(они так считают) у них даже язык великий и могучий, а вы со своим татарским. Да татар раскидало по всей россии, так это наша беда, а не преимущество. Нас здесь немного, там чуточку, мы разобчены не только идейно, но и географически. Да ваши требования абсолютно обоснованны, кто же с этим спорит? Нам даже часы татарского в школах урезают, а вы от них требуете второго государственного?! Очень надеюсь что вы не дураки, и за вами что-то есть, но посоветую правильно определить приоритеты. Нас меньше и мы слабее, мы не можем в открытую бодаться, нам надо быть хитрее. Поэтому нужно заниматься делами которые меньше привлекают внимания, тем, что нам под силам осуществить. А что касается провинциального обывателя. Татарстан - провинция россии, мы все провинциальные обыватели.
Суть в следующем. Посмотрите как данная акция всколыхнула общественность не только татарскую, но и российскую(!). Это вызвало неподдельный общественный и экспертный интерес к проблеме. По степени цитируемости и обсуждения этот вопрос прочно удерживал первые позиции на информ.лентах, это обсуждалось в стенах Госдумы на уровне ее руководства. На проблему обратили внимание, стали о ней говорить, выявлять причины, копаться в сути. Должен Вам сказать, что и сама татарская общественность встрепенулась, активизировалась, словно воспряла духом. Эти идейные обручи еще крепче сплотили татар.
Наша главная цель была - обратить внимание властей на проблему сохранения татарского языка, культуры, духовного наследия. Так как своими действиями и решениями российские власти делают все, что бы татарский фактор на общероссийской арене был минимален.
Потом, о каких боданиях здесь может идти речь. Это не бодание, а нормальные требования своих прав, что ж в этом крамольного. Или мы совсем перестали уважать себя, что уже забившись далеко в углу, боимся пискнуть что-нибудь не угодное обидчику. Мы и так сидим тише воды, ниже травы и что… Стало лучше. Как сказал, упомянутый Вами Путин В.: “слабых бьют”. Вот мы сейчас и находимся в роли слабых и униженных. А как Вам известно. считаются с тем, кто знает себе цену и обладает чувством собственного достоинства.
Насчет урезания часов преподавания татарского в школе. Именно потому что вся татарская общественность и власти в их числе встала в позу и протестовала против пресловутого 309 закона, минобраз РФ (хотя он лишь исполнитель воли вышестоящих цезарей) пошел на попятную. В РТ по крайней мере, статус-кво сохранен, и татарский язык не покинул школу! А значит надежда есть.
По поводу реальных дел. Согласен с Вами полностью. Только никак не могу взять в толк: какие же они “реальные дела”….
“Так как своими действиями и решениями российские власти делают все, что бы татарский фактор на общероссийской арене был минимален” Вот Вы сами это сказали. И будет делать дальше, потому что любая национальная республика, любая нация, по их мнению, это угроза росийскому государству, ее целостности, доминированию русских как титульной нации. А если это все изначально задумывалась только как PR -акция, то, наверно, вы добились своих целей. А у татар есть чувство собственного достоинства? Я затрудняюсь ответить. Мне кажется, оно вылезло из глубин сознания в начале 90-х, а потом опять спряталось. Откуда этому чувству взяться если у нас нет собственного государства. Статус-кво конечно сохранен,пока не появится какой-нибудь другой закон.
Так ведь нельзя только сидя на завалинке вздыхать и охать, какие мы несчастные нас притесняют, ущемляют и т.д. Надо хоть, что-то но предпринимать. Под лежачий камень, как известно, и вода не течет. КАк бы мы скептически не относились к себе (а это нормально), все же надо признать, что татарский народ имеет достаточный запас прочности, и он обладает сильным внутренним стержнем и высоким уровнем этничческого самосознания. Это оценка представителей других народов, которые видят в татарах надежду, что, мы, ведя борьбу за свои права, отстаиваем и их права. Значит бьет еще ключ, не иссохла земля-матушка.
Дело ведь не в государстве, государство это лишь номенклатурно-бюрократическое образование во главе с шустрыми нуворишами, называющими себя - “элитой”. Конструирование собственной инфраструктуры национальной жизни возможно и без государства!! Надо жить и действовать “здесь и сейчас”. А сегодня на повестке дня: сохранение национальной системы образования, сохранение языка, воспитание нашей молодежи в духе национальных ценностей. И призываю вас вместе двигаться в этом направлении!!
Отрицать значение государства, извините, глупо. Государство может быть бюрократическим, коррумпированным, но оно нужно, хотя бы для того чтобы защищать свой народ. Государство нужно чтобы она открывала школы, способствовало воспитанию молодежи итд, чтобы, в конце концов, просто почувствовать себя не хуже других. А когда у народа нет государства и он в составе другого, не стоит ждать что ему будут помогать, ему будут всячески мешать, мы все это видим на примере татар. Безусловно, можно выжить и без государства. Это доказали и татары за 500 лет и евреи за 2000 лет, но даже евреи за это время забыли свой язык, до середины 20-го века это был мертвый язык. Но мы не евреи и 2000 лет не продержимся и даже сто лет, если прав Г.Исхаки. А в наше время глобализации это сделать сложно вдвойне. Каким бы прочным ни был стержень, если его постоянно нагружать он не выдержит. Согласен про “здесь и сейчас”, но все же надо четко представлять чего мы хотим добиться в конце.
Наша цель - воспитание нового поколения татар, которые адекватны современности, самодостаточны в высоком смысле и не ждут помощи от усатых дядек в высоких кабинетах. уже сейчас новая генерация молодых татарских интеллектуалов и лидеров заявляет о себе, этот процесс уже идет и его не остановить. Культуру, язык, самобытность, свой образ жизни религию - сохранить можем только мы сами! Мы над этим и работаем, как бы высокопарно и пафосно это не звучало. Мы действуем предельно конкретно и четко, - что декларируем, то и делаем.
Насчет государства и глобализации - я могу долго и аргументированно с вами дискутировать, эти темы одни из моих любимых, но здесь речь не об этом. Если у вас есть конкретные методологические предложения решения практических задач, которые волнуют нас, предлагайте. Мы ради выслушать и принять как руководство к действию. Но, к сожалению, пока все разговоры, так называемых “критиков” и “все знающих задним умом персон”, сводятся к общим размытым рассуждениям о том, что и так каждому известно и очевидно.
Резеда, я отлично понимаю и разговариваю по-татарский, поэтому переводить не надо.Просто на русском я более красноречив, а это, как ты понимаешь, важно в споре.
Сейчас 26% браков являются смешанными, “75% детей по статистике в Татарстане в смешанных браках самоидентифицируют себя как русских” вот вам и новое поколение “татар”. Почему такие цифры среди детей, потому что уже давно не семья воспитывает детей(родители слишком заняты зарабатыванием денег, они их видят утром и вечером, некогда внушат гордость за свой народ), а садик, школа, телевидение итд. А все это институты государства и воспитывать детей они будут так,как считает нужным государство, а так как живем мы в русском государстве, то и воспитание будет соответствующим. Второй, важный фактор это религия. Мне кажется он важнее даже государства. Чем сильнее будет ислам среди татар, тем сильнее будут татары как нация. Кстати, именно изолированная татарская деревня(это по сути маленькое государство) и ислам сохранили татар как этнос до сегодняшнего дня.
p.s. это ответ и для Резеды
Рустам, в том то и дело, что махалля, которая стала спасительным бастионом для татар, была альтернативой государству, если хотите. Государство тогда в жизни татар не принимало ровным счетом никакого участия. И сейчас мы выступаем за возрождение системы так называемых экстеррториальных этномахаллей. Раскрою вам тайну, что согласно ФЗ о местном самоуправлении даже предоставляются условия для создания этнических общин. Примеров такого рода масса. В некоторых регионах РФ в том или ином виде системы махаллей существуют. Это социальные структуры, включающие в себя и татарские детские сады, и воскресные школы - ввсе это центрируется вокруг мечети как правило. Ислам у всех у них лежит обязательно в основе. Материальная база - национальный бизнес . Это четкая горизонтальная система, мало зависящая от внешних обстоятельств. Мир давно живет по таким принципам. Вы путаете понятия государства и общины, как самодостаточной структуры организации свободных граждан. Это очень серьезная тема и актуальная для нас татар.
Далее. Я не очень верю, что молодежь, прямо-таки погружена в телевидение. Она очарована интернетом. А тут простор и раздолье, и никого государства не надо. Татароязычных или татарских по тематике сайтов - несть числа. Там есть все и общение, и литература, и много чего того, что надо для создания татарского информационного пространства вокруг себя. Что касается воспитания - здесь роль семьи первична. И зарабатывание денег здесь не при чем. Раньше работали по 14-16 часов в сутки, и ничего. Воспитание, как вы утверждаете, у большинства не русское, а космополитическое, генодинистическое. К русской идентификации она не имеет никакого отношения.
Ждем ваших конкретных предложений, все-таки такие общие рассуждения может и хороши, но мало эффективны.
Хотя я не согласен со многим,больше критиковать не хочу, думаю, Руслан и другие разбираются в этом вопросе лучше меня. Было интересно узнать про махаллу, идея хорошая, главный вопрос можно ли это претворить в жизнь и дадут ли, закон сегодня есть,а завтра его уже нет, а потом запретят все, как рассадник терроризма, а руководителей, как разжигателей национальной розни или что-нибудь в этом роде, в места не столь отдаленные.
Резеда, не думаю что я предложу что-то принципиально новое, чего не знает, допустим, Руслан. Но приятно что есть девушки(я конечно не знаю твоего возраста) которые интересуются не только модой, но и вещами поважней.
Идея этномахалля уже реализуется конкретными людьми в конкретных проявлениях таким образом: собираются единомышленники, или хотя бы люди с общими ценностями и представлениями и общаются, мозгуют, как создавать вокруг себя пространство в котором хотелось бы жить им и в будущем их детям (для девушек это собенно актуально), в котором им комфортно. И создают это пространство. Вот и все. Для этого никакого разрешения не надо. Нужно просто воля - желание создавать свою жизнь по своему желанию. За это никого не привлекают. Что за страхи? В частности, активисты Узебез как раз могут являться примером такого этномахалля.
Почему вам так важен вопрос национальности, я вот этого понять не могу?
Я, например, собираюсь в ближайшие лет десять уехать в Финляндию, и своих детей там буду определять как финнов.
Мне трудно говорить о своей национальной принадлежности, ибо во мне текут русская, татарская и персидская кровь.
Я уважаю татарскую культуру и татарскую классическую музыку слушаю с удовольствием. Но создание проблем националистического характера мне непонятно совершенно.
Те, кто хочет изучать татарский в нашей огромной многонациональной стране - пусть изучает. Никто же не мешает.
Но заставлять тех, кто не хочет - это уже другой вопрос.
Чехи, мадьяры - они же сохранили свою культуру и язык, но не онемечились. Хотя тоже весьма долгое время пребывали в составе Австрии.
Я думаю, проблема в том, что культура языка вообще не интересна молодёжи. Это касается как татарского как родного, как иностранного. И даже остальных иностранных языков.
Если коспективно, то суть любой национальности / этноса - это этнический менталитет, т.е. набор осознанных и подсознательных стереотипов, установок, ценностей, правил, норм, и ролевых моделей, наиболее характерный для представителей данного этноса. А язык, в свою очередь, - это инструмент мышления, средство выражения менталитета и его “код”. Таким образом, сохраняя язык, сохраняем менталитет, взгляд на жизнь, систему ценностей и этики.
Leave a Reply
Акция
Тут все материалы по акции “Мин татарча сөйләшәм!” ("Я говорю по-татарски!"). Нажми на логотип сверху и все желания сбудутся))
апреля 16, 2009 at 19:58
Тавышым бирэм
апреля 17, 2009 at 13:18
бу материалны урнаштырыгыз элэ кайда дырПоложение конкурса-акции
«Мый марла ойлем!»
(«Я говорю по-марийски!»)
1. Организаторы
Союз марийской молодежи «У вий», Общество межкультурных связей «ВийАр», Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Татарский Молодежный клуб «Очрашу» при содействии Всемарийского Совета «Мер Канаш», «Марийского национального конгресса», МОО «Марий ушем», отдела молодежи Администрации г. Йошкар-Ола, ГУК РМЭ «Республиканского центра марийской культуры», бард-клуба «Югорно», Центра-музея имени Валентина Колумба.
Информационная поддержка – филиал ВГТРК «ГТРК «Марий Эл», телекомпания «12 регион», «Марий Эл Радио», газеты «Кугарня», «Марий Эл», «ВийАр».
2. Общие положения
2.1. По указу Президента РФ Медведева Д.А. 2009 год в стране объявлен Годом Молодежи. А молодое поколение – это наше будущее. Мы с уважением относимся ко всем национальностям, проживающим в Республике Марий Эл, которые чтят своих предков, родной язык, историю, традиции. Это основа выживания и развития всего народа.
Конкурс-акция “Мый марла ойлем!” (“Я говорю по–марийски!”) проводится 26 апреля – в День Национального героя» В акции могут участвовать все желающие. Эта акция направлена на создание современной марийской городской субкультуры и способствование распространение марийского языка среди жителей Республики Марий Эл.
Цели акции “Мый марла ойлем!” (“Я говорю по-марийски!”):
– расширение сферы применения марийского языка;
– инициирование широкой общественной дискуссии о проблемах сохранения марийского языка в условиях глобализации;
– расширение сферы применения марийского языка, повышение его статуса как языка межнационального общения финно-угорских народов РФ;
– приобщение, главным образом, молодежи к родной культуре, воспитание уважения к родному языку.
В ходе акции будут прослежены следующие моменты: на каком уровне идет исполнение закона о двух государственных языках в Республике Марий Эл, будет составлен рейтинг предприятий и организаций, активно использующих в документообороте, в общении с потребителем два государственных языка, а также практикующих установление дополнительной заработной платы работникам, владеющим двумя государственными языками.
Будет прослежено, насколько реально применяется марийский, один из государственных языков РМЭ, в государственных учреждениях и учреждениях массового обслуживания населения, крупных торговых центрах города и в общественном транспорте.
2.2 Конкурс заключается в проведении различных мероприятий, способствующих привлечению населения, в особенности молодежи, к общению на марийском языке.
Информация о проведенных мероприятиях со стороны участников должна быть освещена в средствах массовой информации и размещена на портале Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ.
Организаторы акций должны до 10 мая в электронной форме прислать полный отчет о проведенном мероприятии. Отчет должен включать в себя следующее:
– информацию о количестве участников;
– фотографии с акции;
– сценарий;
– описание результатов с указанием того, сколько человек удалось вовлечь в общение на марийском языке,
– вырезки публикаций о проведенной акции в местных или республиканских СМИ.
Также в рамках мероприятия планируется организация выступлений представителей нового поколения марийской музыки, молодых поэтов и деятелей культуры, распространение ленточек и значков с символикой акции «Мый марла ойлем!» и буклета-словаря “Твои первые 150 слов на марийском”, наклеек и футболок с логотипом акции.
3. Организационные условия
3.1 Всю подготовку и проведение конкурса-акции осуществляет организационный комитет.
За дополнительной информацией обращаться:
Для участников от учреждений системы образования и культуры председателю Общества межкультурных связей «ВийАр» Ивановой Алене.
тел. 89600957707, e-mail – sotnur@mail.ru
Для остальных участников – к методисту по работе с молодежью ГУК РМЭ «Республиканский Центр Татарской культуры» Юлдашеву Рамаю,
тел. 25-14-65, e-mail -
апреля 17, 2009 at 13:22
В Йошкар-Оле в здании Республиканского центра татарской культуры 10 апреля состоялся вечер-акция «Мин татарча сойлэшэм!» (Я разговариваю по-татарски). Целью этого мероприятия является:
- приобщение, главным образом, молодежи к родной культуре, воспитания уважения к родному языку;
- инициирование широкой общественной дискуссии о проблемах сохранения татарского языка в условиях глобализации; расширение сферы применения татарского языка;
В начале участники вечера спели национальный гимн татарского народа «Туган тел!» (Родной язык).Не знающим татарский язык были розданы буклеты»Мои первые 150 слов на татарском!» После этого участники отвечали на вопросы: по татарскому алфавиту и языку, истории, культуре татарского народа в целом..
Среди участников вечера были сформированы 6 команд. Всем шести командам были даны следующие задания: инсценировка татарской народной сказки; скороговорки, составление пяти предложений из пяти слов; спеть всей командой татарскую песню. После завершения выступлений, все участники команд получили по два пригласительных билета на татарский спектакль «Гульшаян».Было устроено чаепитие.На выечере прозвучали татарские песни под караоке,,татарские танцы,стихи и национальная игра «Капкалы»(Ворота).Во второй части была устроена татарская этнодискотека. Вечер проходил под девизом: «Я – разговариваю, живу, пою, танцую, люблю по-татарски!» На вечере-акции присутствовало 50 человек. Организатором вечера-акции выступил Татарский молодежный клуб «Очрашу» (Встреча) при ГУК РМЭ «Республиканский центр татарской культуры».Активные участники вечера ,отмеченные жюри конкурса поедут 26 апреля в город Казань ,чтобы принять участие на заключительном этапе Всероссийской акции-конкурса «Мин татарча сойлэшэм !»,организованный молодежным движением «Узебез «.
моны да урнаштырыгыз элэ.
Методист по работе с молодежью ГУК РМЭ «Республиканский Центр татарской культуры » Рамай Юлдашев.тел:25-14-65.
апреля 18, 2009 at 10:59
Тавышым бирэм!
апреля 18, 2009 at 19:17
hичшиксез, татар теле Русия илендэ дэулэт статусында булырга тиеш. Бу хэл, бэлки илдэ тигезлеккэ китерэчэк, сан буенча икенче урында торучы татар халкына туплануга момкинчелен бирэчэк, шул ук вакытта ил кулэмендэ демократияне устеруга топ шартларнын берсе булачак. Мин бу эшкэ ике кулым белэн риза!
апреля 18, 2009 at 19:31
Мин тавышымны бирэм!
апреля 18, 2009 at 19:33
Мин уз тавышымны бирэм!
апреля 18, 2009 at 19:36
Тавышымны бирэм!
апреля 19, 2009 at 18:03
Тавышымны бирәм!
апреля 19, 2009 at 19:24
Тавыш бирми калмый булмас. Тавышымны бирәм!
апреля 19, 2009 at 19:36
Тавышымны бирәм!
апреля 19, 2009 at 20:13
Tawışımnı birәm!
апреля 20, 2009 at 8:12
Tawışımnı birәm!
апреля 20, 2009 at 10:05
Рустам Самиев (Уфа) Тавышымны бирэм!
апреля 20, 2009 at 10:12
Бары телебезне саклап калып кына без миллэтебезне саклап кала алабыз. Минем тавыш ТАТАР ТЕЛЕ очен.
апреля 20, 2009 at 11:10
монда комментарий формасында да тавыш биргәннәр, исем, фамилия, атасы исеменләре ачык рәвештә. бәлки инде ойыштырыучылар алай тавыш бирүдән http://belem.ru/tatar_tele-ikenche_daulat_telebez дә тавыш бирүне өстен күрәләрдер, андагысында исем-фамилийә йәшерен кала, тавыш бирүчеләр саны күренә, әмма ышанычлырак тавыш бирергә теләгән кешегә ачык рәвештә тавыш бирү ышанычлырак, чөнки бөтен кеше бөтен кешенең исемлегене саклатып бара ала вакыт үткән, тавыш бирүчеләр өстәлгән сайын браузерда “файл - сохранить как” белән, саклатып бара ала - йагъни шаһит булып бара. әмма алла сакласын аның кирәге чыгуыннан. әмма әле монда артык зур исемлек җыйылса бу сайт аны битләргә айырмайдыр, битләргә айыра торган итеп үзгәртергә кирәк буладыр бу сайтыгызны, (бу сайт өчен андый өстәмә йә бизәлеш(тема) бар), йә яңа язма ачып шундагы комментарийлар белән дәвам итергә, шулай ачык рәвештә тавыш бирүчеләр өчен.
апреля 20, 2009 at 11:16
йалгыш йаздым, мин моны шул “белем ру” да йазмакчы идем, йаздым, чыкмады. анда әти исемен дә йазасы.
апреля 20, 2009 at 11:32
бу әйбернең кирәклегенә, дөреслегенә бер дәлил: менә урыслар россия буйлап кайда торсалар да, балаларына туган телләрен өйрәтә алалар, урыс итеп тәрбияләй алалар, ә татарлар бары тик татарстан территориясендәге нормаль татарча мәктәпле үз авылларында гына тора алалар дийергә була, чөнки урысча мәктәптә укыган кеше ул инде башка халык була, һәм хәтта казанда тора башлаган гаиләнең дә баласы инде урыс булып тәрбийәләнә, татар мәктәбендә укыса да. шуллай булгач, татарлар бик кысан территориядә йәшәй булып чыга.
әмма монның өчен төгәлрәк әйткәндә татар мәктәпләре кирәк. алай да, татар мәктәпләре ойышытырудан кешеләр “әрәм ул” дип баш тартмасын өчен татар теленең әрәм булмавы кирәк, аның өчен аның кулланылыш даирәсе(?) киңәйүе кирәк, ә российәдә дәүләт теле булса ул киңәйә. “дәүләт теле” дигәнне росиийәдәге татарлар кайда гына йәшәсәләр дә гаризаларны татарча йазу мөмкинлеге-хокукы булуы дип аңлаган очракта да.
апреля 20, 2009 at 18:24
Мин уз тавышымны татар теле РФда дэулэт теле булсын очен бирэм=)
апреля 21, 2009 at 22:58
Тавышым бирэм
апреля 24, 2009 at 20:26
уз тавышымны бирэм, чонки хэр халык уз телен, мэдэниятен ойрэнергэ хокуклы!! лэкин онытмасагыз иде кардэшлэр АЛЛАХ Субханэ ва Тагалэне!!чонки Ул безне кисэтте:эгэр дэ берэр халык АНЫ онытса, бозыклыкка чумса, УЛ бу халыкны юкка чыгарачак!бу эш АНА бик жинел!э хэзер татарларга карыйк!!без бозыклыкка батып барабыз тугелме сон???юкка чыгудан куркабыз!э бит ботенесе дэ узебезнен иманыбыздан, кальбебездэн тора!!шуна курэ уйлап карагыз эле кардэшлэр, бэлки уянырга вакыттыр безгэ?????
апреля 24, 2009 at 20:27
уз тавышымны бирэм, чонки хэр халык уз телен, мэдэниятен ойрэнергэ хокуклы!! лэкин онытмасагыз иде кардэшлэр АЛЛАХ Субханэ ва Тагалэне!!чонки Ул безне кисэтте:эгэр дэ берэр халык АНЫ онытса, бозыклыкка чумса, УЛ бу халыкны юкка чыгарачак!бу эш АНА бик жинел!э хэзер татарларга карыйк!!без бозыклыкка батып барабыз тугелме сон???юкка чыгудан куркабыз!э бит ботенесе дэ узебезнен иманыбыздан, кальбебездэн тора!!шуна курэ уйлап карагыз эле кардэшлэр, бэлки уянырга вакыттыр безгэ?????
апреля 28, 2009 at 21:31
Үз тавышымны туган тел өчен бирәм
мая 6, 2009 at 4:51
тавышымны татар теле очен бирэм!!! чонки ул минем туган телем!хэм эшлэрегезнен АЛГА китуен телим!
мая 11, 2009 at 14:03
Тавышымны бирэм
мая 15, 2009 at 19:40
Тавышымны бирәм
мая 20, 2009 at 18:07
Россияда демократия булса күптән шулай булыр иде
мая 21, 2009 at 14:35
мин да тавышымны бирәм
мая 21, 2009 at 20:44
хоть бер миллион тавыш бирэм!!!
июня 28, 2009 at 10:57
Тавышны бирәм!!!
августа 23, 2009 at 22:17
Рәсәй, уян! Үзең тәмам таралып төшкәнче, эреп беткәнче, Татар телен - сине тудырып үстергән Алтын Урда - Мәңгел Олыс телен - икенче дәүләт теле дәрәҗәсенә күтәр! Шулай гына эреп-таралып бетүдән котылырсың!!!
октября 24, 2009 at 19:42
Тавыш бирәм! Кулдан имза кайда куеп була?
декабря 12, 2009 at 11:48
Извините за грубость ну что за фигней вы здесь занимаетесь. Вы сами то верите что татарский признают вторым государственным. Вместо того чтобы тратить силы на на заведомо невыполнимую задачу, может стоит занятся более реальными вещами?
декабря 12, 2009 at 11:59
Люди все это затеившие понимают что они провоцируют москву? Одно дело когда татары у себя в татарстане там бунтуют, чего-то добиваются. Совсем другое когда они выходят за пределы своей республики, замахиваются на всю россию со своим вторым государственным. Не надо провоцировать, иначе нас прихлопнут как назойливых мух.
декабря 14, 2009 at 1:17
рустам, а вам известна одна старая как мир истина: чем больше требуешь,тем больше дадут! Причем же здесь провоцирование? Татары - э о общероссийский фактор, а не локализованный только Татарстаном. Татар за пределами собственно республики проживает ни много ни мало - 75%! Так что данное требование вполне резонно и объективно обусловлено.
К вопросу о так называемых “реальных вещах”. Это мы слышим не первый и боюсь, что не последний раз: дескать, занимайтесь реальными делами! Прям-таки уровень методологического мышления сравни великим греческим философам античности. Ну, во-первых, мы тоже не дураки, и за каждым нашим проектом и действием стоит определенная мотивация и некая теоретическая база. Во-вторых, может быть Вы подскажите нам, что это за зверь такой “реальные дела” и с чем его едят? Вам поди лучше знать. А вообще, в таких случаях я отвечаю следующее: если критикуешь - предлагай свой вариант решения, а не огульно очерняй, как провинциальный обыватель.
декабря 14, 2009 at 19:13
Кто даст? Наши любимые ВВП или ДАМ? Вы сами верите в это. Русские великий народ(они так считают) у них даже язык великий и могучий, а вы со своим татарским. Да татар раскидало по всей россии, так это наша беда, а не преимущество. Нас здесь немного, там чуточку, мы разобчены не только идейно, но и географически. Да ваши требования абсолютно обоснованны, кто же с этим спорит? Нам даже часы татарского в школах урезают, а вы от них требуете второго государственного?! Очень надеюсь что вы не дураки, и за вами что-то есть, но посоветую правильно определить приоритеты. Нас меньше и мы слабее, мы не можем в открытую бодаться, нам надо быть хитрее. Поэтому нужно заниматься делами которые меньше привлекают внимания, тем, что нам под силам осуществить. А что касается провинциального обывателя. Татарстан - провинция россии, мы все провинциальные обыватели.
декабря 15, 2009 at 0:13
Суть в следующем. Посмотрите как данная акция всколыхнула общественность не только татарскую, но и российскую(!). Это вызвало неподдельный общественный и экспертный интерес к проблеме. По степени цитируемости и обсуждения этот вопрос прочно удерживал первые позиции на информ.лентах, это обсуждалось в стенах Госдумы на уровне ее руководства. На проблему обратили внимание, стали о ней говорить, выявлять причины, копаться в сути. Должен Вам сказать, что и сама татарская общественность встрепенулась, активизировалась, словно воспряла духом. Эти идейные обручи еще крепче сплотили татар.
Наша главная цель была - обратить внимание властей на проблему сохранения татарского языка, культуры, духовного наследия. Так как своими действиями и решениями российские власти делают все, что бы татарский фактор на общероссийской арене был минимален.
Потом, о каких боданиях здесь может идти речь. Это не бодание, а нормальные требования своих прав, что ж в этом крамольного. Или мы совсем перестали уважать себя, что уже забившись далеко в углу, боимся пискнуть что-нибудь не угодное обидчику. Мы и так сидим тише воды, ниже травы и что… Стало лучше. Как сказал, упомянутый Вами Путин В.: “слабых бьют”. Вот мы сейчас и находимся в роли слабых и униженных. А как Вам известно. считаются с тем, кто знает себе цену и обладает чувством собственного достоинства.
Насчет урезания часов преподавания татарского в школе. Именно потому что вся татарская общественность и власти в их числе встала в позу и протестовала против пресловутого 309 закона, минобраз РФ (хотя он лишь исполнитель воли вышестоящих цезарей) пошел на попятную. В РТ по крайней мере, статус-кво сохранен, и татарский язык не покинул школу! А значит надежда есть.
По поводу реальных дел. Согласен с Вами полностью. Только никак не могу взять в толк: какие же они “реальные дела”….
декабря 15, 2009 at 18:18
“Так как своими действиями и решениями российские власти делают все, что бы татарский фактор на общероссийской арене был минимален” Вот Вы сами это сказали. И будет делать дальше, потому что любая национальная республика, любая нация, по их мнению, это угроза росийскому государству, ее целостности, доминированию русских как титульной нации. А если это все изначально задумывалась только как PR -акция, то, наверно, вы добились своих целей. А у татар есть чувство собственного достоинства? Я затрудняюсь ответить. Мне кажется, оно вылезло из глубин сознания в начале 90-х, а потом опять спряталось. Откуда этому чувству взяться если у нас нет собственного государства. Статус-кво конечно сохранен,пока не появится какой-нибудь другой закон.
декабря 15, 2009 at 23:10
Так ведь нельзя только сидя на завалинке вздыхать и охать, какие мы несчастные нас притесняют, ущемляют и т.д. Надо хоть, что-то но предпринимать. Под лежачий камень, как известно, и вода не течет. КАк бы мы скептически не относились к себе (а это нормально), все же надо признать, что татарский народ имеет достаточный запас прочности, и он обладает сильным внутренним стержнем и высоким уровнем этничческого самосознания. Это оценка представителей других народов, которые видят в татарах надежду, что, мы, ведя борьбу за свои права, отстаиваем и их права. Значит бьет еще ключ, не иссохла земля-матушка.
Дело ведь не в государстве, государство это лишь номенклатурно-бюрократическое образование во главе с шустрыми нуворишами, называющими себя - “элитой”. Конструирование собственной инфраструктуры национальной жизни возможно и без государства!! Надо жить и действовать “здесь и сейчас”. А сегодня на повестке дня: сохранение национальной системы образования, сохранение языка, воспитание нашей молодежи в духе национальных ценностей. И призываю вас вместе двигаться в этом направлении!!
декабря 16, 2009 at 19:01
Отрицать значение государства, извините, глупо. Государство может быть бюрократическим, коррумпированным, но оно нужно, хотя бы для того чтобы защищать свой народ. Государство нужно чтобы она открывала школы, способствовало воспитанию молодежи итд, чтобы, в конце концов, просто почувствовать себя не хуже других. А когда у народа нет государства и он в составе другого, не стоит ждать что ему будут помогать, ему будут всячески мешать, мы все это видим на примере татар. Безусловно, можно выжить и без государства. Это доказали и татары за 500 лет и евреи за 2000 лет, но даже евреи за это время забыли свой язык, до середины 20-го века это был мертвый язык. Но мы не евреи и 2000 лет не продержимся и даже сто лет, если прав Г.Исхаки. А в наше время глобализации это сделать сложно вдвойне. Каким бы прочным ни был стержень, если его постоянно нагружать он не выдержит. Согласен про “здесь и сейчас”, но все же надо четко представлять чего мы хотим добиться в конце.
декабря 17, 2009 at 15:26
Руслан, узен язып бир инде (напиши сам) “чего мы хотим добиться в конце”. Тэнкыйтлисен (критикуешь), баш тартасын (отрицаешь), анлашылды (понятно), тэкъдимен нинди сон (каково твое предложение)?
декабря 17, 2009 at 18:02
Наша цель - воспитание нового поколения татар, которые адекватны современности, самодостаточны в высоком смысле и не ждут помощи от усатых дядек в высоких кабинетах. уже сейчас новая генерация молодых татарских интеллектуалов и лидеров заявляет о себе, этот процесс уже идет и его не остановить. Культуру, язык, самобытность, свой образ жизни религию - сохранить можем только мы сами! Мы над этим и работаем, как бы высокопарно и пафосно это не звучало. Мы действуем предельно конкретно и четко, - что декларируем, то и делаем.
Насчет государства и глобализации - я могу долго и аргументированно с вами дискутировать, эти темы одни из моих любимых, но здесь речь не об этом. Если у вас есть конкретные методологические предложения решения практических задач, которые волнуют нас, предлагайте. Мы ради выслушать и принять как руководство к действию. Но, к сожалению, пока все разговоры, так называемых “критиков” и “все знающих задним умом персон”, сводятся к общим размытым рассуждениям о том, что и так каждому известно и очевидно.
декабря 19, 2009 at 20:40
Резеда, я отлично понимаю и разговариваю по-татарский, поэтому переводить не надо.Просто на русском я более красноречив, а это, как ты понимаешь, важно в споре.
декабря 19, 2009 at 21:39
Сейчас 26% браков являются смешанными, “75% детей по статистике в Татарстане в смешанных браках самоидентифицируют себя как русских” вот вам и новое поколение “татар”. Почему такие цифры среди детей, потому что уже давно не семья воспитывает детей(родители слишком заняты зарабатыванием денег, они их видят утром и вечером, некогда внушат гордость за свой народ), а садик, школа, телевидение итд. А все это институты государства и воспитывать детей они будут так,как считает нужным государство, а так как живем мы в русском государстве, то и воспитание будет соответствующим. Второй, важный фактор это религия. Мне кажется он важнее даже государства. Чем сильнее будет ислам среди татар, тем сильнее будут татары как нация. Кстати, именно изолированная татарская деревня(это по сути маленькое государство) и ислам сохранили татар как этнос до сегодняшнего дня.
p.s. это ответ и для Резеды
декабря 19, 2009 at 23:49
Рустам, в том то и дело, что махалля, которая стала спасительным бастионом для татар, была альтернативой государству, если хотите. Государство тогда в жизни татар не принимало ровным счетом никакого участия. И сейчас мы выступаем за возрождение системы так называемых экстеррториальных этномахаллей. Раскрою вам тайну, что согласно ФЗ о местном самоуправлении даже предоставляются условия для создания этнических общин. Примеров такого рода масса. В некоторых регионах РФ в том или ином виде системы махаллей существуют. Это социальные структуры, включающие в себя и татарские детские сады, и воскресные школы - ввсе это центрируется вокруг мечети как правило. Ислам у всех у них лежит обязательно в основе. Материальная база - национальный бизнес . Это четкая горизонтальная система, мало зависящая от внешних обстоятельств. Мир давно живет по таким принципам. Вы путаете понятия государства и общины, как самодостаточной структуры организации свободных граждан. Это очень серьезная тема и актуальная для нас татар.
Далее. Я не очень верю, что молодежь, прямо-таки погружена в телевидение. Она очарована интернетом. А тут простор и раздолье, и никого государства не надо. Татароязычных или татарских по тематике сайтов - несть числа. Там есть все и общение, и литература, и много чего того, что надо для создания татарского информационного пространства вокруг себя. Что касается воспитания - здесь роль семьи первична. И зарабатывание денег здесь не при чем. Раньше работали по 14-16 часов в сутки, и ничего. Воспитание, как вы утверждаете, у большинства не русское, а космополитическое, генодинистическое. К русской идентификации она не имеет никакого отношения.
Ждем ваших конкретных предложений, все-таки такие общие рассуждения может и хороши, но мало эффективны.
декабря 24, 2009 at 22:59
Ростэм, тәкъдимен нинди сон синен?
декабря 25, 2009 at 20:22
Хотя я не согласен со многим,больше критиковать не хочу, думаю, Руслан и другие разбираются в этом вопросе лучше меня. Было интересно узнать про махаллу, идея хорошая, главный вопрос можно ли это претворить в жизнь и дадут ли, закон сегодня есть,а завтра его уже нет, а потом запретят все, как рассадник терроризма, а руководителей, как разжигателей национальной розни или что-нибудь в этом роде, в места не столь отдаленные.
декабря 25, 2009 at 20:40
Резеда, не думаю что я предложу что-то принципиально новое, чего не знает, допустим, Руслан. Но приятно что есть девушки(я конечно не знаю твоего возраста) которые интересуются не только модой, но и вещами поважней.
декабря 26, 2009 at 0:12
Рустам, следите за сообщениями на сайте. В ближайшем будущем мы обязательно разместим материал о системе этномахаллей.
января 10, 2010 at 14:05
Идея этномахалля уже реализуется конкретными людьми в конкретных проявлениях таким образом: собираются единомышленники, или хотя бы люди с общими ценностями и представлениями и общаются, мозгуют, как создавать вокруг себя пространство в котором хотелось бы жить им и в будущем их детям (для девушек это собенно актуально), в котором им комфортно. И создают это пространство. Вот и все. Для этого никакого разрешения не надо. Нужно просто воля - желание создавать свою жизнь по своему желанию. За это никого не привлекают. Что за страхи? В частности, активисты Узебез как раз могут являться примером такого этномахалля.
февраля 5, 2010 at 16:09
Почему вам так важен вопрос национальности, я вот этого понять не могу?
Я, например, собираюсь в ближайшие лет десять уехать в Финляндию, и своих детей там буду определять как финнов.
Мне трудно говорить о своей национальной принадлежности, ибо во мне текут русская, татарская и персидская кровь.
Я уважаю татарскую культуру и татарскую классическую музыку слушаю с удовольствием. Но создание проблем националистического характера мне непонятно совершенно.
Те, кто хочет изучать татарский в нашей огромной многонациональной стране - пусть изучает. Никто же не мешает.
Но заставлять тех, кто не хочет - это уже другой вопрос.
Чехи, мадьяры - они же сохранили свою культуру и язык, но не онемечились. Хотя тоже весьма долгое время пребывали в составе Австрии.
Я думаю, проблема в том, что культура языка вообще не интересна молодёжи. Это касается как татарского как родного, как иностранного. И даже остальных иностранных языков.
февраля 6, 2010 at 15:16
Как говорит мой отец “подростешь - поймешь”.
марта 17, 2010 at 22:28
Если коспективно, то суть любой национальности / этноса - это этнический менталитет, т.е. набор осознанных и подсознательных стереотипов, установок, ценностей, правил, норм, и ролевых моделей, наиболее характерный для представителей данного этноса. А язык, в свою очередь, - это инструмент мышления, средство выражения менталитета и его “код”. Таким образом, сохраняя язык, сохраняем менталитет, взгляд на жизнь, систему ценностей и этики.